Насколько перспективно открытие клубов за пределами Москвы?
Хотелось бы, конечно, со временем зайти и в регионы, мы рассматривали этот вариант еще до пандемии. Но тут есть естественные ограничения за счет специфики самого вида спорта. Сквош пока за пределами Москвы и Петербурга мало известен, особенно это касается небольших городов. Если туда и зайти, то первые несколько лет точно будешь работать в минус, пока более-менее не раскрутишь сквош среди потенциальных клиентов.
К тому же подрядчиков, которые могут построить площадку нужного уровня, можно посчитать по пальцам одной руки, их услуги для регионов довольно чувствительны по цене. А попытка сэкономить может выйти боком и привести к дополнительным затратам. Объясню на нашем примере.
Для ремонта во втором клубе наняли «частника», заключили договор гражданско-правового характера. Как выяснилось потом, для укладки плитки он набрал ребят из Таджикистана без разрешения на работу. Когда стройка уже заканчивалась, внезапно появились сотрудники миграционной службы с проверкой. По итогу нам назначили крупный штраф на 1,2 миллиона рублей – ведь подрядчик, нанявший мигрантов, был частным лицом, и вся ответственность упала на нас.
Долго судились, но по закону, хоть мы и не были фактически виноваты, пришлось оплатить штраф и услуги юриста. С учетом всех этих затрат и расходов на строительство вышло дороже, чем если бы мы наняли топового подрядчика, который сделал бы все «под ключ». После этого с физлицами мы не работаем – только ИП или ООО, все оплаты строго по безналичному расчёту.
Другая история, стоившая нам денег. Из-за некачественного монтажа во втором клубе вздулись полы. Конструкция не соответствовала нормативам, поэтому при перепадах влажности покрытие начало деформироваться, нормально поиграть на нем было невозможно. Подрядчик долго и нудно что-то пытался переделать, чтобы от нас отвязаться, но это не помогло, нужно было перекладывать пол заново, чего он делать не захотел. Так как договор с ним мы должным образом не проверили, судиться с подрядчиком было бесполезно, пришлось потратить 2,8 миллиона рублей из собственных средств и смонтировать новые полы с другим подрядчиком.
Отмечу, что основное препятствие для масштабирования в нашем бизнесе – это поиск подходящих помещений. За пределами промзон сложно найти здание, которое и отвечало бы параметрам кортов для сквоша, и одновременно имело хорошую транспортную доступность для посетителей.
Именно поэтому направление франшизы я не рассматриваю – нет уверенности, что франчайзи сможет гарантировать уровень, соответствующий бренду City Squash. Если представится удачная экономическая конъюнктура, чтобы открыться в других городах, то делать это моя сеть будет самостоятельно.