Четверг, 14 ноября, 2024
ДомойНаука и ТехнологииИстоки нашего понимания памяти

Истоки нашего понимания памяти

Многие современные техники, используемые для улучшения памяти, появились сотни или даже тысячи лет назад.

И хотя я не считаю нужным изучать всё, что написали за эти годы о памяти мудрейшие умы, некоторое знакомство с их подходами и концепциями облегчает понимание и улучшение памяти сегодня.

Эволюция представлений о памяти

Для древних память была не только средством сохранения прошлого, но и считалась инструментом того, что мы сегодня называем творческим мышлением. Развивая структурированную и упорядоченную память, древние считали возможным формировать новые мысли и устанавливать оригинальные творческие связи.

Обрушение пиршественного зала

Святой Августин, комментируя глубину и мощь своей памяти, писал:

«В обширные дворцы памяти свезены бесчисленные образы всего, что было воспринято. Там же сложены и все наши мысли, преувеличившие, преуменьшившие и, вообще, как-то изменившие то, о чём сообщили наши внешние чувства. В необъятном дворце моей памяти мне доступно небо, земля и море, а также всё, что я когда-либо мог в них воспринять».

Греки одними из первых стали использовать специальные приёмы совершенствования способности к запоминанию. Эффективность одного из них можно проследить на примере «обрушения пиршественного зала». Поэт Симонид (556-468 гг. до н. э.) выступал на пиру и выжил при обрушении здания (к счастью, за несколько мгновений до обрушения его вызвали на улицу).

Благодаря тренированной памяти, Симонид смог опознать погибших, вспомнив места, где каждый из них сидел во время пира. Очевидцы утверждали, что он не только видел и называл места, где сидели участники, но мог определить, во что они были одеты, и другие признаки, отличавшие одного участника от другого.

В этом примере прослеживаются некоторые принципы памяти. Вот как описывает Цицерон поразительную память Симонида:

«Он пришёл к выводу, что люди, желающие тренировать способность к запоминанию, должны сформировать в памяти ряд мест (например, места в пиршественном зале) и сформировать мысленные образы того, что они хотят запомнить (личности участников пира)».

Ключевым принципом искусства памяти Симонида было формирование мысленных образов в сочетании с их упорядоченным расположением.

Формирование мысленных образов

Ещё одно греческое понимание памяти связано с Аристотелем (382-322 гг. до н. э.). В сочинении «О душе» Аристотель утверждал, что восприятие переносится в ум (сейчас мы сказали бы — в мозг), где оно преобразуется в мысленные образы.

По мнению Аристотеля, формирование мысленных образов подобно следам, сделанным на воске перстнем с печаткой; результат запоминания зависит от состояния воска (мозга) и печатки (стимуляциии). В данной аналогии переживания соответствовали перстню с печаткой, а мозг — воску.

«У некоторых людей даже при наличии значительной стимуляции память отсутствует в силу болезни или возраста, подобно тому как будет отсутствовать оттиск печати на текущей воде. По этой причине у очень молодых и старых людей память бывает плохой; они находятся в состоянии текучести (изменения), молодые — из-за роста, старые — из-за увядания».

Для Аристотеля образы, формируемые воображением, стали основой не только памяти, но и всего мышления. Действительно, Аристотель считал, что мышление не может осуществляться без образов. «Мыслительная способность домысливает свои формы в мысленных образах».

Каждое воспоминание становится частью одной или нескольких цепочек, связанных с определённым прошлым опытом, и каждый человек обладает уникальными цепочками. Например, если у человека, выросшего в северном климате, слово «белый» может ассоциироваться со снегом, то у человека, не привыкшего к зимней погоде, оно скорее будет ассоциироваться с молоком.

В течение последующих 2000 лет связь мышления с формированием мысленных образов, предложенная Аристотелем, привела к разработке различных техник запоминания.

Следует отметить, что во всех рассмотренных до сих пор методах улучшения памяти центральное место занимают концентрация и повторение.

«Если вы будете внимательны (направите свой ум), то ум будет лучше воспринимать вещи, проходящие через него, — говорится в раннем фрагменте «Диалексиса», написанном в 400 г. до н. э.

Позднее Святой Августин называл память venter animi, «своего рода желудком ума». Он сравнивал тренировку памяти путём чтения и перечитывания того или иного текста с действием коровы, жующей жвачку.

Муха. Назойливое насекомое

Такая концентрация считалась не «бездумным» занятием, а творческим актом, способствующим развитию воображения, новаторства и изобретательства. Но прежде чем внести собственный оригинальный творческий вклад, необходимо было освоить труды предшествующих мыслителей, запомнив их слова.

«Искусство памяти с древности задумывалось как исследовательский инструмент для воссоздания и отбора воспоминаний, и служащий тому, что мы сегодня называем творческим мышлением, — утверждает Мэри Каррутерс, международный специалист по памяти. — Искусство памяти практиковалось как инструмент, открывающий и восстанавливающий то, что человек узнал ранее».

Советы Томаса Брэдвардина

Вот конкретные рекомендации по формированию образов, данные архиепископом Кентерберийским XIV века Томасом Брэдвардином. Образы того, что человек стремится изучить, должны быть «чудесными и яркими, поскольку такие вещи быстрее запечатлеваются в памяти и лучше сохраняются. Это должно быть что-то не умеренное, а крайнее, очень красивое или безобразное, радостное или печальное, достойное уважения или насмешки, благородное или мерзкое».

Иными словами, для того чтобы образы запомнились, они должны быть максимально драматичными и преувеличенными.

Если на минуту задуматься о нашей собственной памяти, то совет Брэдвардина оказывается верным. Мы склонны запоминать те вещи и события, которые вызывают у нас эмоции в момент формирования воспоминаний. Так, мы можем не помнить, что ели вчера на обед, но с большой ясностью вспомним аварию, в которую едва не попали, когда ехали в ресторан.

«Экстремальные вещи возбуждают человеческие чувства и человеческий разум с большей силой, чем обычные, — писал Якобус Публиций в сочинении «Искусство памяти», опубликованном в 1475 году. — Причина в том, что вещи великие, невероятные, невиданные, новые, редкие, неслыханные, прискорбные, исключительные, непристойные, уникальные или очень красивые доставляют много впечатлений нашему уму, памяти и воспоминаниям».

На протяжении веков различные предметы служили метками для запоминания.

«Привычные и знакомые виды римского дома — тип архитектуры, наиболее высоко оцениваемый античными авторами для работы с памятью, — были заменены божественными структурами, взятыми из описаний в Библии, такими как Ковчег, Скиния, Храм Небесного Града… сам космос», — утверждает Мэри Каррутерс, автор книги «Средневековое искусство памяти».

Метродор из Скепсиса, греческий учёный, известный своими трудами по риторике, опираясь на свои познания в астрологии, разработал систему запоминания, основанную на 12 знаках Зодиака. К каждому из знаков Зодиака прилагались деканы — подразделение знака на три равные части по 10 градусов каждая.

Как астрологические знаки, так и три сопутствующие им деканы служили метками памяти. Чтобы увеличить количество меток, Метродорус добавил 10 фоновых изображений для каждого декана. В результате получился ряд мест (лат., локусов) от 100 до 360, которые можно было использовать в качестве средств запоминания. (Три декана для каждого из 12 знаков Зодиака умножить на 10 изображений, приходящихся на каждый декан).

По словам Квинтилиана, Метродор «нашёл 360 мест в 12 знаках, в которые перемещается солнце». А поскольку все локусы были расположены в числовом порядке, Метродор мог найти любое их количество по их номеру. Используя эту схему, Метродор мог запоминать огромные объёмы данных и совершать удивительные подвиги с памятью.

Возможно, в этот момент вы думаете:

«Стоп! Достаточно. Это очень тяжёлый материал».

И это действительно так. Но это лишь намёк на то, какой силой, по мнению некоторых мистиков и философов, обладает память. Эти древние и почитаемые системы и верования были преобразованы и до сих пор остаются основными постулатами искусства памяти.

Ричард Рестак — американский невролог, нейропсихиатр и профессор. Автор более 20 книг о человеческом мозге, ставших бестселлерами.

Данный отрывок взят из книги «Полное руководство по памяти: Наука об укреплении вашего разума» Ричарда Рестака.

Vk Telegram Facebook Twittern Od Email

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

НОВОЕ НА САЙТЕ