После введения Западом потолка цен на российскую нефть у берегов Турции скопилась целая пробка из нефтяных танкеров — за один день порядка 20 судов встали на якорь возле проливов Босфор и Дарданеллы из-за новых требований Анкары к страховке, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на источники в морских перевозках, торговле нефтью и службах спутникового слежения.
В морском заторе оказались и несколько российских кораблей: «Капитан Бармин», «Леди Мария», «Леди Ария», «Генерал Скобелев», Caminero, Roschem 2. Экипажи ожидают своей очереди для прохода в порт. По данным сервиса Marine Traffic, суда встали на якорь на расстоянии не более двух морских миль (3,7 км) от суши.
Дело в том, что накануне вступило в силу решение Евросоюза, стран G7 и Австралии установить фиксированную цену на российскую нефть, а также нефтяное эмбарго. После чего Турция решила не пускать в свои воды суда без полной страховки якобы из-за опасений разлива нефти или столкновений.
У всех танкеров Анкара потребовала подтверждения P&I-страхования (международная группа, которая страхует риски 90% мирового судоходства). При этом, как рассказал один из собеседников FT, российская сторона предоставила Анкаре все необходимые страховые подтверждения. Также инсайдер предположил, что застрявшие у проливов суда имеют страховки западных компаний.
Газета пишет, что сложившаяся ситуация может навредить поставкам по всему миру, а также назвала пробку «первым признаком необдуманности введения лимита цен». Кроме того, политикой турецких властей обеспокоились даже в США и Великобритании. По словам представителя американского министерства финансов, Вашингтон и Лондон уже ранее высказывали своим турецким коллегам опасения по поводу вероятного затора.
Впрочем, у Турции есть своя выгода, и за требованиями предоставить полную страховку стоит нечто иное, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
В беседе с «Политикой Сегодня» эксперт объяснил, что Турция оказалась «прагматична» в нефтяном вопросе и пытается подтолкнуть Россию продавать наибольшие объемы топлива именно ей, чтобы в дальнейшем перепродавать на мировом рынке с минимальной скидкой или вовсе без нее, указал специалист.
«Они [в Турции] не говорят, что вообще не пропустят танкеры. Они просто запрашивают дополнительную информацию о страховках, хотя формально, с точки зрения международного права, не имеют права не пускать через проливы танкеры, даже если страховки у них нет, а вот у тех танкеров которые стоят на очереди — страховка есть», — указал специалист.
Юшков подчеркнул, что танкеры в пробке «загружены по старой схеме»: перевозчиками российской нефти могут быть европейские страны. Аналитик напомнил, что загруженное до 5 декабря «черное золото» под санкции не попадает — страховка у этих танкеров самая стандартная. Поэтому причина, по которой Турция решила устроить дополнительную проверку, совершенно надуманная, констатировал он.
Для России затор у турецких берегов оказался более болезненным, чем если бы это случилось в досанкционный период. Дело в том, что с 5 декабря российская сторона не может перевозить и страховать нефть, если стоимость за баррель превышает установленный лимит в 60 долларов.
Москва, в свою очередь, отказывается идти на поводу у Запада и, соответственно, цена будет оставаться на прежнем уровне, заверил эксперт, более высоком, чем установленный потолок.
«Россия сформировала флот лояльных танкеров, которые не будут отчитываться о том, сколько стоит нефть перед санкционными регуляторами США и ЕС, поэтому таких танкеров ограниченное количество. Необходимо, чтобы каждый танкер как можно быстрее отгружался и возвращался за новой партией, чтобы все успеть вовремя. А эти пробки как раз таки подрывают эту ритмичную отгрузку нашей нефти», — сказал он.
При этом Турция понимает, насколько важно для России в нынешних условиях совершать быструю разгрузку, отметил аналитик. Провоцируя пробки в проливах, Анкара «пытается вынудить» Москву на свои условия.
Как разъяснил эксперт, Турция может перепродавать российскую нефть в условиях санкций: после выгрузки турецкие компании становятся собственниками ценного товара.
«Смысл санкций лишить Россию денег. Поэтому здесь логика именно такая, что, мол, Россия не заработала, а если кто-то решит продавать нефть после РФ — ну и ладно, пусть зарабатывают, им можно», — указал аналитик.
Юшков считает, что в ближайшие дни пробка у берегов Турции «рассосется», а все застрявшие в ней танкеры успешно минуют пролив.
Ранее «Политика Сегодня» писала про введение потолка цен и нефтяное эмбарго. Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев рассказал, чем для Запада обернется такая игра против РФ — подробности в нашем материале.