Профессор Бермудес, который сегодня преподаёт в Католическом университете Америки по архитектуре и планированию, также руководил специальной программой по культурным исследованиям и святым местам, предназначенной для выпускников университетов, и написал две книги, в которых обосновывает свои утверждения на серии нейробиологических исследований, проведённых в последние годы. Исследования подтверждают, что хорошо спроектированная среда может улучшить душевное состояние человека и улучшить его психическое состояние.
В 2010 году он возглавил единственное в мире исследование такого рода, в ходе которого изучалось, как зрители реагировали на два типа зданий: древние здания, считающиеся «священными», и обычные современные здания. Участниками стали 12 архитекторов, не имевших никакой духовной близости. Просматривая фотографии зданий, архитекторы прошли МРТ-тест, который проверял, какие области их мозга были активированы. Исследование показало, что реакция на древние здания активировала специальную область в их мозгу, связанную с состоянием глубокого созерцания или медитации.
Одновременно с исследованием профессор Бермудес начал выяснять, какие характеристики древней архитектуры вызывают у людей эти чувства и можно ли интегрировать эти характеристики и в современное строительство.
«Большинство современных зданий вообще не вызывают таких чувств, — объясняет он, — большинство из них связаны только с вашей обычной жизнью. Если вы посмотрите на Пантеон, Парфенон или Гизу, все они были посвящены чему-то возвышенному, чему-то божественному или загробной жизни. Сегодня мы вкладываем большую часть наших ресурсов в войны, тогда как в прошлом люди вкладывали большую часть своих ресурсов в строительство этих удивительных вещей. Их целью было, чтобы здания стояли вечно, у них также было широкое видение и стремление соединиться со Вселенной».
Бермудес утверждает, что многие здания были спроектированы в гармонии с движением звёзд, солнца и земли.
«Поскольку в прошлом не было искусственного света, естественное освещение было основополагающим в мышлении архитекторов, и поэтому игра между светом и тьмой была выполнена красиво и мощно. Здания были спроектированы величайшими умами с изобретательностью и мудростью. Если вы приедете в любое из этих зданий, неважно, к какой религии или стране они принадлежат, там также есть фрески, благодаря которым вы чувствуете, что вошли в священное пространство, которого вам предстоит достичь, подняться или спуститься, это архитектурная хореография пространства и времени, которую мы сегодня почти не делаем».
— Говорят, что здания были спроектированы так, чтобы человек чувствовал себя маленьким перед церковью или перед Богом.
Архитектор, профессор Хулио Бермудес Верно. Но эти здания также позволяли человеку почувствовать, что у него есть место во Вселенной. Они создавали для него порядок и позволяли ему чувствовать, что он связан с чем-то большим. Здания, спроектированные в ХХ веке, например, были под влиянием экзистенциалистского мышления, которое говорит, что у вас ничего нет, и что жизнь — это просто пустая трата времени, пока вы не умрёте, поэтому нет никаких попыток сделать это. Здесь всё наоборот.
Конечно, не стоит быть наивным. Понятно, что это был также способ, с помощью которого люди, обладающие властью религиозного и политического типа, контролировали необразованных людей. Но тем не менее это не меняет того факта, что это не меняет того факта, что это не так. Неважно, из какого вы происхождения или в какую религию вы верите, эти древние структуры волнуют вас.
Британский философ Роджер Скратон подробно рассказывает в созданном им документальном фильме «Почему красота имеет значение», что именно волнует людей в этих зданиях, и не только в них, но и в обычной архитектуре, которая окружает нас каждый день. В фильме он показывает уродливые современные здания Лондона, которые разрушаются через несколько лет, потому что, по его словам, «никто не хочет в них находиться». А старое кирпичное здание и сегодня используется как кафе, куда с удовольствием приходят люди. По его словам, единственная причина этого — «потому что он красивый».
«Если вы учитываете только удобство использования (выгоду, которую принесёт структура), то вещи, которые вы строите, скоро станут бесполезными. В большинстве наших городов есть здания, построенные исключительно ради удобства, и они быстро стали бесполезными, — говорит Скратон. — Как только люди начали жаловаться на брутальный стиль бетона, архитекторы просто заменили его другим видом мусора — стеклянными стенами, с металлическими каркасами. Оскар Уайльд сказал: „Любое искусство бесполезно“. Поставьте на первое место полезность, и вы потеряете её, поставьте красоту на первое место, и то, что вы сделаете, будет полезно навсегда. Оказывается, нет ничего более полезного, чем бесполезное. Мы видим это в традиционной архитектуре с её декоративными деталями — орнаменты освобождают нас от тирании полезного и удовлетворяют нашу потребность в гармонии».
Скратон поэтично добавляет, что странным образом «они заставляют нас чувствовать себя как дома. Они напоминают нам, что у нас есть нечто большее, чем просто полезные потребности. Что нами не управляют только животные желания, такие как еда и сон. Что у нас есть духовные и моральные потребности».
Израильско-американский архитектор Нир Борес посвятил классическому строительству целую книгу, в которой объяснил, что в отличие от современных городов, которые были построены для поиска полезных решений транспортных проблем или проблем населения, греки, римляне и архитекторы эпохи Возрождения проектировали свои города. города, чтобы людям было хорошо, когда они гуляли по ним.
Борес объясняет, что ощущение красоты и гармонии, которое испытывает человек, когда он гуляет, например, по улицам Парижа, связано с пропорциями классической улицы и соблюдением принципа «золотого сечения», который можно найти в природе: деревья, звёзды, человек и здания эпохи Возрождения.
«Улица выглядит как комната, — объясняет Борес, небо служит ему потолком, а перед ним стена. — Наилучшие пропорции для человека соответствуют золотому сечению. Это соотношение определяет, насколько широкой будет улица и какую часть отдать прохожим. Оно также определяет, насколько высокими могут быть здания по отношению к улице».
Сегодня, утверждает Борес, мы перестали относиться к улице как к комнате и поставили удобство использования в центр. Поступая так, мы пренебрегаем одной из самых важных вещей для человека — красотой.
Vk Telegram Facebook Twittern Od Email