Выстояв 12 раундов санкций, российская экономика сумела перестроиться и набрать запас прочности, при этом главной проблемой остается инфляция.
Госбюджет сверхпланово наращивает как расходы, так и доходы.
ВВП России в 2023 году вырастет на 3,5% — об этом президент РФ Владимир Путин сообщил в начале недели на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге.
Один из главных позитивных итогов года — превышение плана по доходам и расходам федерального бюджета. При этом, как подчеркнул глава Минфина Антон Силуанов, это произошло за счет роста тех поступлений в казну, которые не связаны с продажей нефти и газа. «За счет чего? Выросли доходы, выросли расходы. Доходы, в первую очередь ненефтегазовые, — на 3,1 трлн рублей. А по нефтегазу 8,93 трлн у нас было в плане, а будет, может быть, около 9 трлн рублей», — сказал он.
По данным Федерального казначейства РФ за январь — ноябрь этого года, дефицит федерального бюджета составил 748 млрд рублей (0,7% ВВП) — это ниже предварительной оценки Минфина в 878 млрд рублей. Доходы госказны за этот период составили 25,963 трлн рублей, что на 4,8% выше поступления доходов за аналогичный период 2022 года. Одновременно на 11,7% выросли и расходы, составив 26,841 трлн рублей. По словам Силуанова, в целом по итогам 2023 года расходы федерального бюджета составят 32,2 трлн рублей.
Избежать появления дыр в бюджете, несмотря на все западные санкции, также помог рост цен на нефть. Экспорт энергоносителей по-прежнему остается для России важной статьей дохода. Основными покупателями российской нефти в сложившейся ситуации стали Китай, доля которого выросла примерно до 45-50%, и Индия. «Если раньше в Индию практически не было поставок, то за два года общая доля поставок в эту страну составила около 40%», — рассказал вице-премьер Александр Новак в интервью телеканалу «Россия-24». «Конечно, у нас есть поставки и в другие страны. У нас очень много желающих, которые хотят покупать российскую нефть, нефтепродукты. Это и латиноамериканские страны, и африканские, и другие страны азиатско-тихоокеанского региона», — добавил он.
Если в 2022 году в стране было добыто 535 млн тонн нефти, то по итогам этого года этот показатель будет меньше на 2,2% и составит 523 млн тонн, сообщил журналистам министр энергетики Николай Шульгинов. Как пояснил ранее Новак, хотя РФ обладает потенциалом ежегодной добычи нефти гораздо выше ожидающегося, сокращение связано с договоренностями ОПЕК+, в рамках которых Россия взяла на себя обязательство в первом квартале 2024 года снижать поставки нефти на 500 тыс. баррелей в сутки.
Что касается ненефтегазовых доходов, то заметный вклад в них внесла Федеральная таможенная служба России. Ее руководитель Руслан Давыдов в пятницу сообщил, что «несмотря на все усилия наших оппонентов по дестабилизации внешней торговли России, взрывы трубопроводов „Северный поток“», ФТС перевыполнит план по перечислениям в федеральный бюджет в 2023 году на 150-160 млрд рублей при плановом задании в 6,464 трлн рублей.
Кроме того, в уходящем году в госбюджет поступило 315 млрд рублей, собранных в качестве так называемого windfall tax (налога на сверхприбыль). По данным Минфина, большинство компаний предпочли заплатить этот налог досрочно по ставке 5%. При этом Антон Силуанов отметил, что его ведомство не против новых поступлений от бизнеса по этой схеме. «Мы не откажемся. Я не думаю, что это будут большие деньги. Сколько — я не могу сказать. То, что мы оценивали, совпало. Каких-то сумм в бюджет мы не закладывали в следующем году. Но спросим со всех — заплатил или нет», — сказал он.
Если говорить о нерешенных проблемах, то главной из них остается рост цен. С начала года он составил 7,42%. При этом одной из наиболее обсуждаемых тем в России стало подорожание куриных яиц. По данным Росстата, в ноябре из стоимость выросла на 15,07% относительно октября, а с начала года увеличилась уже на 36,54%. Как пояснила недавно глава Банка России Эльвира Набиуллина, это произошло на фоне роста спроса, который опережает предложения со стороны поставщиков. «Когда темп роста цен высокий, у нас постоянно что-нибудь „выстреливает“, — сказала она в интервью РБК, напомнив, что в 2021 году также резко дорожал „то один тип товаров, то другой“.
Именно борьба с ростом цен (а вовсе не удержание курса рубля к доллару) заставило Банк России резко ужесточить денежно-кредитную политику. В течение 2023 года ЦБ пять раз подряд поднимал ключевую ставку, в итоге с 7,5% она выросла до 16%. Эльвира Набиуллина не устает повторять, что может потребоваться продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике для того, чтобы в наступающем году вернуть инфляцию к 4% и стабилизировать ее около этого целевого показателя. В то же время в Минфине дали понять, что ждут снижения ключевой ставки концу 2024 года.
Более благополучная ситуация складывается на рынке труда. Росстат оценил рост реального размера заработной платы в РФ (с поправкой на инфляцию) в октябре 2023 года в 9,9% в годовом выражении. При этом среднемесячная зарплата в стране в октябре 2023 года составила 73830 рублей.
Рекордно низкой остается и безработица — ее уровень в России упал до 2,9%. По данным Росстата, в стране насчитывается всего 2,2 млн человек попадающих под критерий «безработный» (это люди, которые не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Все это в целом позволяет России без большой опаски встречать 2024 год. Как подчеркнул Владимир Путин, отвечая 14 декабря на вопросы в ходе «прямой линии», совмещенной с большой пресс-конференцией, у отечественной экономики достаточный запас прочности для того, «чтобы не просто уверенно себя чувствовать, но и идти вперед».
Михаил Макаров