Значение синего цвета в древней культуре Египта
Древние египтяне считали синий цвет священным, поскольку для них он олицетворял круговорот жизни, небо и живительные воды Нила. К тому же древние художники считали слишком «простыми» цвета, которые можно было легко добыть из руды и земли. Именно поэтому божества и правители Древнего Египта украшались этим священным цветом.
К тому же в древние времена синий пигмент был крайне редким и дорогим, поскольку он нечасто встречается в природе. Существует не так много синих природных минералов, а те, что есть не так легко превратить в необходимый по своим свойствам краситель.
Открытие и состав пигмента
До того, как египтяне и ассирийцы изобрели синий пигмент, было предпринято несколько попыток создать его из таких природных минералов, как лазурит и азурит, а также растительных экстрактов, таких как индигофера красильная, которая и сейчас используется в текстильной промышленности для окрашивания джинсов.
Но у всех них были свои недостатки. Лазурит приходилось доставлять из Афганистана, а в процессе переработки удавалось получить лишь небольшое количество пигмента и это делало его очень дорогим. С другой стороны, сам по себе лазурит нестабилен и при длительном хранении на воздухе приобретал зелёный оттенок. Растительный пигмент также терял свои свойства под воздействием солнечного цвета.
Стабильный синий цвет удалось изобрести путём точного сочетания соединений кальция, меди, кварцевого песка и флюса. Полученный состав нагревали до определённой температуры (от 850 °C до 950 °C), что позволяло получить великолепный синий цвет, которым восхищались люди на протяжении многих поколений. Со временем египтяне научились получать разные оттенки синего путём добавления разного количества составляющих.
Распространение и влияние в разных культурах
Со временем «египетский синий» распространился далеко за пределы Египта, достигнув Средиземноморья, а также был замечен в Древней Греции и Риме. Исследователи утверждают, что скульптуры Парфенона в Греции изначально были окрашены разными цветами и одним из них был синий. Также остатки синей краски были найдены при раскопках Помпеи, что свидетельствует об использовании этого красителя римскими художниками. Археологические раскопки на Крите, Кипре и в Италии также свидетельствуют о широком использовании синего цвета при украшении объектов.
К сожалению, технология производства пигмента исчезла вместе с падением Римской империи около 660 г. После этого художники стали использовать натуральные красители, обычно полученные из лазурита. В какой-то момент эпохи Возрождения ультрамарин стоил дороже золота и поэтому его использовали только для изображений образов Христа и Девы Марии.
После этого потребовалось более тысячи лет чтобы открыть другой синтетический пигмент. На этот раз его случайно обнаружил берлинский производитель красок в начале 1700-х годов. Сегодня этот цвет известен как «берлинская лазурь».
Современное применение
Современные научные методы позволили учёным более детально изучить состав пигмента и использовать его не только в художественных целях. Люминесцентные свойства порошка вдохновили их на создание современных инструментов и его потенциальное применение в передовой биомедицинской визуализации, телекоммуникациях и защитных чернилах, которые помогают в обнаружении преступлений.
В заключение можно сказать, что изобретение древних египтян прошло длительный исторический путь, продемонстрировав непреходящее человеческое наследие.
Vk Telegram Facebook Twittern Od Email