Четверг, 21 ноября, 2024
ДомойНаука и ТехнологииИстории о магических полётах людей и коврах-самолётах

Истории о магических полётах людей и коврах-самолётах

Когда Дэвид Копперфильд парил в воздухе над зрительской публикой в 1992 году, он ошеломил мир и заставил многих задуматься, в чём заключался его трюк — использовал ли он кран, был ли он на сложной вешалке с невидимыми проводами, создал ли он какую-то оптическую иллюзию, а может быть, он действительно обладал сверхъестественной способностью парить в воздухе?

Есть ли у Копперфильда такая способность или нет, но он тщательно готовил свои выступления и лично контролировал условия освещения и локацию — под каким углом зрители будут смотреть, и под каким углом будет сниматься левитация. Для других трюков он использовал реквизит фокусников, такой как ящик для «разрезания» человека и ящик для «исчезновения» человека, и применял различные секреты фокусника. Он заставлял зрителей чувствовать, что парит в воздухе благодаря сверхъестественной силе, но в то же время он посеял в умах скептицизм:

«Если Копперфильд использовал реквизит в других магиях, почему бы ему не использовать их и во время левитации?»

Джозеф Деса, родившийся в 1603 году в деревне Купертино, тогда входившей в Неаполитанское королевство в Италии, не имел ни технических возможностей Копперфильда, ни соответствующих аксессуаров. В те времена Неаполь находился под властью Испании, и его жители страдали от политической и экономической нестабильности. К этому добавились стихийные бедствия, такие как извержение вулкана Везувия и чума, а также восстания против испанской оккупации. Отец Десы сбежал от кредиторов, а мать, оставшись одна в последние месяцы беременности, родила его в конюшне.

В возрасте девяти лет на спине Десы развилась опухоль, которая увеличивалась из-за плохих гигиенических условий, в которых он жил, и из-за отсутствия медицинской помощи. Сильная боль приковала его к постели на несколько лет, и он бросил школу. Длительная неподвижность сделала его неуклюжим и неловким, а необразованность придавала ему вид человека с низкими умственными способностями. В своём сообществе Деса считался идиотом и получил прозвище «с открытым ртом», потому что смотрел на вещи, как несмышлёный ребёнок.

Шли дни, Деса вёл воздержанную от плотских желаний жизнь и пришёл к вере в Бога. Он начал подолгу поститься и долгие часы проводил в молитве. В 25 лет он чудесным образом был рукоположен в священники, хотя учился плохо.

Деса жил во времена инквизиции, когда церковь преследовала культы и сжигала ведьм на кострах. Майкл Гроссо, доктор философии Нью-Йоркского городского университета, задокументировал жизнь и деятельность Десы согласно биографии, написанной о нём на итальянском языке в 1722 году Доменико Бернини — сыном великого скульптора того времени, знаменитого архитектора Джованни Лоренцо Бернини.

Вопреки всякой логике, пишет доктор Гроссо, у монаха проявились сверхспособности. Это началось в конце первой проведённой им мессы, во время которой он почувствовал «сильный восторг». Например, он предупредил человека, который не заплатил художнику за заказанную им же картину, объяснив, что у него недостаточно денег. «Ты обещал ему», — сказал Деса и от его взгляда человек почувствовал боль во всём теле. Вскоре он нашёл способ выплатить задолженность.

Иногда Деса видел грязь или чёрные чернила на лицах людей и призывал их «прибраться».

«Вам нужно настроить свой [внутренний] компас» или «у вас получится лучше, если вы будете держать лук прямо», — говорил он им метафорическим языком.

Вскоре люди, чья совесть была нечиста, не осмеливались находиться в его обществе из-за смущения или страха, что будут разоблачены. В одном случае он предупредил Розена, что, если тот не прекратит блудить, то ослепнет, что и произошло. Розен прекратил непристойный образ жизни, и зрение вернулось к нему.

В то же время была обнаружена сверхъестественная целительская способность Десы. В основном он лечил дворян, которые взамен предлагали ему подарки и деньги, которые он отказывался принять. По разным свидетельствам, он обладал способностью предсказания или предвидения будущего. Он объявил, например, о смерти Папы Урбана VIII в Риме в 1644 году, прежде чем новости о ней достигли города Ассизи, где он жил, и неожиданно появился в доме своей матери, когда она лежала на смертном одре в Гротелле, хоть его никто не предупредил об этом.

Но самой известной была его способность парить в воздухе. Деса не делал этого в закрытом зале со специальной стойкой и прозрачной проволокой. Летал он на улице, у всех на виду и на высоте нескольких десятков метров. Левитация длилась от нескольких секунд до пятнадцати минут, а иногда и дольше. Есть 150 показаний под присягой людей, которые видели его парящим, в том числе королей и принцев, послов, художников, священнослужителей всех рангов и простых людей со всей Италии. Доктор Гроссо пишет, что доказательства находятся в архивах Ватикана вместе с дневниками, письмами, биографиями и подробным описанием жизни Десы в 13 толстых томах.

Несмотря на это, церковь не смогла в те времена принять его способности к левитации, которые были восприняты как акты колдовства, и его призвали предстать перед инквизицией в Риме. Там ему было приказано публично отслужить мессу и доказать свои способности. Деса действительно парил в воздухе перед инквизиторами.

Когда позже его спросили, гордится ли он своими способностями, он ответил, что ему неловко и стыдно, и добавил, что на самом деле он не контролирует это. Это происходит спонтанно. Он также добавил, что для него левитация является выражением «высшего желания души соединиться с Богом […] подобно маленькой птице в клетке, осматривающей всё, откуда она может убежать».

Встреча с Десой не успокоила церковников, и он был помещён под домашний арест до дня своей смерти в 1663 году. Для Десы домашний арест на самом деле стал большим облегчением и возможностью вернуться к спокойной жизни, посвящённой духовному развитию или, как он её называл, «райскому лесу».

Спустя почти 100 лет после его смерти, в 1753 году Папа Бенедикт XIV повторно изучил сохранившиеся в Ватикане доказательства способности Десы левитировать. Роль Бенедикта заключалась в предоставлении обоснованных контраргументов, когда Церковь решала канонизировать кого-либо в лик святых. Бенедикт осмотрит этого человека, собранные против него улики и определит, был ли он подделкой. На этот раз он определил, что Деса действительно обладает способностью парить в воздухе, и канонизировал его как Святого Иосифа из Купертино. Сегодня Иосиф Купертино считается покровителем, защищающим пилотов, авиакомпании и людей, страдающих психическими отклонениями.

Как же тогда Деса смог летать без сложных вспомогательных средств? Были ли левитации результатом только «впечатляющих прыжков в воздух»? И почему церковь, преследовавшая в те времена колдунов или людей, проявлявших невообразимые способности, признала способности Десы?

«Плавающее чудо»

Наряду с записанным рассказом о монахе Десе в истории появлялись различные и странные истории о людях, которые летали, не имея возможности толком доказать, что это действительно произошло в действительности. Таким летателем является Рейнард Бек. Его чудесные способности открылись ему неожиданно перед сном однажды вечером в июне 1884 года.

Это произошло после тяжёлого рабочего дня на семейной ферме в небольшом городке Декстер в штате Миссури, США. На следующее утро, ещё не успев открыть глаза, он почувствовал прилив энергии по всему телу. Он скинул с себя одеяло и вскинул ноги, чтобы встать, но внезапно обнаружил, что плывёт в воздухе к потолку. Он сказал себе, что, вероятно, ещё спит, и это сон.

Он несколько раз закрыл и открыл глаза, сильно потёр их и убедился, что всё ещё находится в воздухе. Его охватила паника: не сошёл ли он с ума. Если члены его семьи увидят, что он парит, они могут подумать, что в него вселился демон. А если жители города узнают об этом, то убьют его. В отчаянной попытке приземлиться он вытащил рыболовный пояс с верхней полки шкафа, застегнул его, и свинцовые утяжелители потянули его вниз.

Теперь он всё время носил рыболовный пояс и помалкивал о своём странном полёте. Однажды, когда он снял свой пояс перед сном и снова взлетел, его увидел его брат Сэмюэль. Сэмюэль не был уверен, показывал ли ему брат сложный трюк или это был настоящий полёт, но стал убеждать брата превратить странную способность в прибыльный бизнес.

После долгих обсуждений и споров Рейнард согласился на предложение брата при условии, что это будет недолго. При поддержке своего брата он начал выступать во всех штатах Среднего Запада США, включая Теннесси, Кентукки, Оклахому, Канзас и другие. Шоу называлось: «Плавающее чудо». Рейнард летал не снаружи, а внутри большой палатки.

Рейнард поднимался на глазах у публики, парил в воздухе и оставался под потолком палатки, читая, к своему удовольствию, книгу. Каждому человеку в зале было предложено посмотреть и проверить, нет ли там каких-либо скрытых верёвок или какого-либо другого реквизита или трюка, который позволил бы ему оставаться в воздухе. Никто не мог ничего найти.

Журналист-расследователь, также пытавшийся доказать, что левитация Рейнарда была иллюзией, писал об этом в апреле 1887 года в газете «Канзас Стар» (по данным исторического сайта «Древнее происхождение»):

«Перед спектаклем я тщательно осматривал помещение в поисках кабелей, гидравлический пандус, скрытые средства поддержки или любое устройство, которое могло бы дать ключ к разгадке тайны, но не нашёл абсолютно ничего, а мистер Бек парил в воздухе. На высоте около метра в воздухе я ударил палкой по воздуху над и под ним, но не встретив никакого сопротивления, с абсолютной неохотой пришёл к выводу, что он парит в воздухе».

Был ли трюк с левитацией основан на оптической иллюзии? Или, может быть, журналист сотрудничал с братьями и передал ложную информацию? В любом случае братья прожили счастливо шесть лет. Заработав около миллиона долларов в современном пересчёте, они вернулись на свою ферму и прекратили выступления. Был год 1890.

Говорят, что после этого Рейнард исчез. Много посетителей приходили на ферму в надежде снова увидеть его парящим, но он не выходил. Ходили слухи, что его мать и брат признали, что он пропал, и что его ремень со свинцовыми карманами был найден на границе штата Теннесси. Некоторые даже преувеличивали и говорили, что он оставил пояс и вознёсся на небеса. Другие заявили, что он защищал свою частную жизнь и обрёк себя на жизнь в уединении.

Удивительно, но имя Рейнарда снова всплыло ближе к сегодняшним дням, 31 августа 1972 года, когда физик из Сакраменто, штат Калифорния, изучавший гравитацию, отправил письмо в газету Belleville Telescope в Канзасе. В письме он объединил всё, что было известно о Рейнарде, как написано здесь, и спросил, есть ли у них дополнительная информация. Письмо заканчивается такими словами:

«В 1890 году Рейнард сказал, что способность левитировать в воздухе внезапно покинула его. Он удалился на свою ферму в Декстере и прожил там остаток своей жизни обычным фермером».

Истории о магических полётах людей и коврах-самолётах

«Ковёр-самолёт», иллюстрация Виктора Васнецова 1880 года. (Виктор Васнецов/Public Domain)

Новый сервис для создания фальшивых документов вызывает тревогу у экспертов

Ковёр-самолёт?

Помимо чудесных историй, подобных истории Бека, в народных сказках встречаются истории о левитации, происхождение которых трудно понять. Одна из таких историй о «Ковре-самолёте», известном нам по рассказам «Тысячи и одной ночи», а позднее по фильму «Аладдин» (1992) — сказке с восточным привкусом.

Хотя это легенда, когда я прочитал эту историю и зашёл на сайт музеев Тегерана, я обнаружил статью, в которой описывалась великолепная и интересная история, связанная с ковром-самолётом. В статье рассказывается, как французский исследователь Генри Бек обнаружил свитки рукописей в подвалах древнего замка Аламут на территории современного Ирана недалеко от Каспийского моря. Рукописи, как выяснилось, были написаны еврейским учёным по имени Ицхак бен Шира, жившим в начале XIII века, и сейчас они находятся в музее в Иране.

По мнению бен Шира, самое раннее упоминание о ковре-самолёте встречается в двух очень древних текстах. Одна представляет собой книгу притчей, собранную слугой царя Вавилона Навуходоносора, а другая — книгу древних диалогов, собранную человеком по имени Иосиф Флавий. Бен Шира использовал их, чтобы представить ранее неизвестную историю: связь между царём Соломоном, царицей Савской и ковром-самолётом.

«На церемонии коронации царицы Савской в 977 году до нашей эры, — пишет бен Шира, — царский алхимик подарил небольшой коричневый ковёр, который мог парить на высоте несколько метров над землёй. Много лет спустя царица Савская в знак любви послала царю Соломону великолепный ковёр-самолёт. Он был соткан из зелёного шёлка с золотой и серебряной вышивкой и украшен драгоценными камнями».

Соломон, который в то время был занят строительством Храма, не смог принять подарок и отдал ковёр одному из своих придворных. Когда царица услышала это, у неё разбилось сердце, и она больше не хотела слышать о коврах-самолётах.

Возможно ли, что хотя бы первая часть верна? Когда я искал, кем был Генри Бек, французский исследователь, обнаруживший свитки, я не смог его найти. Поэтому я отправился искать бен Ширу — если действительно существовал еврейский учёный, писавший свитки в XIII веке, то, вероятно, о нём есть записи. Но их не было. Поэтому я начал искать на других сайтах о ковре-самолёте и нашёл лишь очень похожую версию того, что написано на иранском сайте. Поиски привели меня к тому, что на первый взгляд кажется серьёзной научной статьёй со ссылками в конце под названием «Тайная история ковра-самолёта». А там — те же неизвестные детали, которые снова привели в никуда.

После того как я проверил биографию автора научной статьи Азхара Али Абиди, выяснилось, что он инженер, родившийся в Пакистане, который в детстве читал рассказы «Тысячи и одной ночи», а сегодня пишет рассказы для удовольствия, среди которых и та псевдоакадемическая статья, которая представляет собой вымышленный рассказ.

В своём рассказе Абиди идёт дальше и объясняет от имени бен Ширы, как были сделаны ковры-самолёты. Бен Шира «пишет», что расшифровать надпись на частях свитка было трудно, но, насколько было понятно, особые свойства гобелена были связаны не с процессом ткачества, а с окрашиванием. После того как ковры были сотканы, их обмазывали специальной глиной, собранной из горных источников. Глина нагревается при очень высокой температуре, «превышающей температуру седьмого кольца ада», в котле с кипящим греческим маслом. В результате этого процесса ковры приобрели антимагнитные свойства, которые позволили им противостоять гравитации Земли.

Абиди продолжил свои фантазии и рассказал, как в великой библиотеке в Александрии, построенной египетским царём Птолемеем I, хранится большой запас ковров-самолётов. Читатели, пришедшие в библиотеку, оставляли в залог тапочки и получали взаймы ковёр. В библиотеке насчитывалось около 40 тыс. свитков древних рукописей. Потолок библиотеки был настолько высок, что многие читатели предпочитали порхать между полками вверх и вниз, а рукописи читать, сидя на ковре-самолёте.

Бен Шайра, или, скорее, Абиди, далее «описал» следующий странный инцидент, произошедший в одну пятницу в Багдаде в 776 году. Когда рынок был переполнен людьми, над головами у всех внезапно появился ковёр-самолёт, на котором сидел солдат, ранее служивший во дворце. Он был изгнан с позором после того, как был пойман за руку с младшей принцессой. Сама принцесса была заточена в самой высокой башне дворца. Теперь солдат вернулся, помог принцессе выбраться из башни, и на глазах у ликующей толпы они оба улетели на ковре-самолёте. Полки солдат на лошадях отправились в погоню за ними, но они исчезли вместе с ковром в облаках. Разгневанный король собрал на городской площади всех артистов ковров-самолётов со всей страны и казнил их всех. По словам бен Шира, по крайней мере, одна из историй «Тысячи и одной ночи» вдохновлена этим случаем.

Принимая во внимание все истории в тайной истории ковра-самолёта согласно Авиди, интересно, как так много людей, включая музей в Тегеране, сочли целесообразным принять эту историю как правдивую.

Возможно, это как-то связано с тем, что ковёр-самолёт до сих пор живёт в историях и мифах. Например, в еврейском фольклоре существует ещё одна версия ковра-самолёта Соломона, гораздо более древняя, чем у Авиди, зафиксированная в «Еврейской энциклопедии». Соломон получил от Бога ковёр-самолёт. Гобелен был очень большим:

«60 миль (96 км) в длину и 60 миль в ширину, сотканный из зелёного шёлка, украшенный нитями из чистого золота. […] Когда Соломон сидел на ковре, он с помощью ветра плыл по воздуху с такой скоростью, что завтракал в Дамаске, а ужинал в царстве Медии».

Однажды сердце Соломона наполнилось гордостью за своё величие, и в наказание за его хвастовство ветер потряс ковёр с такой силой, что 40 тыс. сидевших на нём человек упали и разбились.

Истории о магических полётах людей и коврах-самолётах

Легендарный британский фокусник Мерлин на иллюстрации XIV века. (Public domain)

Любимый фокусник всех времён

Ещё одна интересная легенда связана с легендарным волшебником Мерлином — выдающимся персонажем историй о короле Артуре, который появляется в современной популярной культуре в бесчисленных версиях в литературе, кино, операх, телесериалах, видеоиграх и многом другом. Он маг, колдун, учитель, советник и наставник, обладающий неограниченными сверхъестественными способностями. Обычно он использует свои способности, чтобы помогать, приносить пользу и подчинять злые силы, угрожающие миру. Поэтому удивительно узнать, что изначально его характер был совершенно другим, как мы сразу увидим.

Истоками образа Мерлина являются различные языческие мифологии, но персонаж в основном вдохновлён персонажем Мирддина (Мирддина) из мифологии Уэльса — региона в Великобритании. Рассказывается о Мирдине, уважаемом поэте, который после поражения в бою сошёл с ума, убежал в лес и жил среди хищных животных, и там, в лесу, он получил дар пророчества. Позднее английский историк Джеффри Монмут (Geoffrey Monmouth) вдохновил образ Мирддина на создание образа волшебника Мерлина и включил его в свою монументальную книгу «История королей Британии» (1135-38).

Вначале появляется Мерлин с мощными пророческими и колдовскими способностями, которые помогают в рождении короля Артура. Мерлин направляет Артура в детстве и помогает ему получить корону короля Англии. Но тут происходит неожиданный поворот, который возвращает нас во времена, когда ещё не было Мерлина.

«По словам историка Монмута, Мерлин родился у монахини, которая клялась, что никогда не была ни с одним мужчиной, — пишет британский историк доктор Кэтрин Велтон. — Когда её спросили, как она забеременела, она сказала, что иногда её посещало „нечто“, появлявшееся в образе красивого молодого человека, который обнимал её и целовал и, в конце концов, заставил её забеременеть».

Позже Монмут пишет, что это «нечто» было разновидностью демона (инкуба). В средние века люди верили, что демоны этого типа могут сделать женщину беременной.

Вдохновлённые Монмутом, средневековые английские и французские писатели изобразили характер Мерлина как обладающий демоническими злыми силами, унаследованными от создавшего его демона. Более того, они утверждали, что он не был случайно создан демоном, а избран с определённой целью: быть противником Иисуса (антихристом). Согласно христианской традиции, характер Антихриста полярно противоположен характеру Иисуса, он является его злейшим врагом и будет править миром в период перед «Судным Днём».

Самая известная способность Мерлина в средние века, которую он получил от своего отца-демона, заключалась в том, чтобы знать всё, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и произойдёт в будущем. Так он заставил короля Артура выиграть все сражения. Он просто следил за тем, чтобы его войска оказались в нужном месте и в нужное время.

Тот факт, что Мерлин получил свои силы от демонов, должен был сделать его характер злым. Особенно в средние века использование магии и сверхъестественных сил, полученных от демонов, считалось серьёзной ересью, тем более что оно было создано как противник Иисуса. Но на удивление Мерлин остаётся честным и порядочным героем, верным христианской традиции.

Чтобы гарантировать, что он также останется положительным героем, английские и французские писатели писали, что сразу после его рождения он был крещён по христианской церемонии. В этих версиях истории он отрицает породивших его демонов и живёт как порядочный христианский герой.

«Он даже называет себя посланником Бога на земле», — пишет историк Уолтон.

Хотя Мерлин и отверг демонов, но сохранил сверхъестественные силы, полученные от них. И в то же время, поскольку он отрицал зло, он получил и сверхъестественные силы от Бога. Так возник интересный и удивительный парадокс Мерлина: он был одновременно демоном и порядочным христианином. И герой, и опасный демон. Он прошёл тонкую грань между добром и злом. Немного похоже на упомянутых магов и их способности к левитации, которые существуют на тонкой грани между реальностью и иллюзией, между рациональностью и верой.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

Vk Telegram Facebook Twittern Od Email

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

НОВОЕ НА САЙТЕ