Помимо чудесных историй, подобных истории Бека, в народных сказках встречаются истории о левитации, происхождение которых трудно понять. Одна из таких историй о «Ковре-самолёте», известном нам по рассказам «Тысячи и одной ночи», а позднее по фильму «Аладдин» (1992) — сказке с восточным привкусом.
Хотя это легенда, когда я прочитал эту историю и зашёл на сайт музеев Тегерана, я обнаружил статью, в которой описывалась великолепная и интересная история, связанная с ковром-самолётом. В статье рассказывается, как французский исследователь Генри Бек обнаружил свитки рукописей в подвалах древнего замка Аламут на территории современного Ирана недалеко от Каспийского моря. Рукописи, как выяснилось, были написаны еврейским учёным по имени Ицхак бен Шира, жившим в начале XIII века, и сейчас они находятся в музее в Иране.
По мнению бен Шира, самое раннее упоминание о ковре-самолёте встречается в двух очень древних текстах. Одна представляет собой книгу притчей, собранную слугой царя Вавилона Навуходоносора, а другая — книгу древних диалогов, собранную человеком по имени Иосиф Флавий. Бен Шира использовал их, чтобы представить ранее неизвестную историю: связь между царём Соломоном, царицей Савской и ковром-самолётом.
«На церемонии коронации царицы Савской в 977 году до нашей эры, — пишет бен Шира, — царский алхимик подарил небольшой коричневый ковёр, который мог парить на высоте несколько метров над землёй. Много лет спустя царица Савская в знак любви послала царю Соломону великолепный ковёр-самолёт. Он был соткан из зелёного шёлка с золотой и серебряной вышивкой и украшен драгоценными камнями».
Соломон, который в то время был занят строительством Храма, не смог принять подарок и отдал ковёр одному из своих придворных. Когда царица услышала это, у неё разбилось сердце, и она больше не хотела слышать о коврах-самолётах.
Возможно ли, что хотя бы первая часть верна? Когда я искал, кем был Генри Бек, французский исследователь, обнаруживший свитки, я не смог его найти. Поэтому я отправился искать бен Ширу — если действительно существовал еврейский учёный, писавший свитки в XIII веке, то, вероятно, о нём есть записи. Но их не было. Поэтому я начал искать на других сайтах о ковре-самолёте и нашёл лишь очень похожую версию того, что написано на иранском сайте. Поиски привели меня к тому, что на первый взгляд кажется серьёзной научной статьёй со ссылками в конце под названием «Тайная история ковра-самолёта». А там — те же неизвестные детали, которые снова привели в никуда.
После того как я проверил биографию автора научной статьи Азхара Али Абиди, выяснилось, что он инженер, родившийся в Пакистане, который в детстве читал рассказы «Тысячи и одной ночи», а сегодня пишет рассказы для удовольствия, среди которых и та псевдоакадемическая статья, которая представляет собой вымышленный рассказ.
В своём рассказе Абиди идёт дальше и объясняет от имени бен Ширы, как были сделаны ковры-самолёты. Бен Шира «пишет», что расшифровать надпись на частях свитка было трудно, но, насколько было понятно, особые свойства гобелена были связаны не с процессом ткачества, а с окрашиванием. После того как ковры были сотканы, их обмазывали специальной глиной, собранной из горных источников. Глина нагревается при очень высокой температуре, «превышающей температуру седьмого кольца ада», в котле с кипящим греческим маслом. В результате этого процесса ковры приобрели антимагнитные свойства, которые позволили им противостоять гравитации Земли.
Абиди продолжил свои фантазии и рассказал, как в великой библиотеке в Александрии, построенной египетским царём Птолемеем I, хранится большой запас ковров-самолётов. Читатели, пришедшие в библиотеку, оставляли в залог тапочки и получали взаймы ковёр. В библиотеке насчитывалось около 40 тыс. свитков древних рукописей. Потолок библиотеки был настолько высок, что многие читатели предпочитали порхать между полками вверх и вниз, а рукописи читать, сидя на ковре-самолёте.
Бен Шайра, или, скорее, Абиди, далее «описал» следующий странный инцидент, произошедший в одну пятницу в Багдаде в 776 году. Когда рынок был переполнен людьми, над головами у всех внезапно появился ковёр-самолёт, на котором сидел солдат, ранее служивший во дворце. Он был изгнан с позором после того, как был пойман за руку с младшей принцессой. Сама принцесса была заточена в самой высокой башне дворца. Теперь солдат вернулся, помог принцессе выбраться из башни, и на глазах у ликующей толпы они оба улетели на ковре-самолёте. Полки солдат на лошадях отправились в погоню за ними, но они исчезли вместе с ковром в облаках. Разгневанный король собрал на городской площади всех артистов ковров-самолётов со всей страны и казнил их всех. По словам бен Шира, по крайней мере, одна из историй «Тысячи и одной ночи» вдохновлена этим случаем.
Принимая во внимание все истории в тайной истории ковра-самолёта согласно Авиди, интересно, как так много людей, включая музей в Тегеране, сочли целесообразным принять эту историю как правдивую.
Возможно, это как-то связано с тем, что ковёр-самолёт до сих пор живёт в историях и мифах. Например, в еврейском фольклоре существует ещё одна версия ковра-самолёта Соломона, гораздо более древняя, чем у Авиди, зафиксированная в «Еврейской энциклопедии». Соломон получил от Бога ковёр-самолёт. Гобелен был очень большим:
«60 миль (96 км) в длину и 60 миль в ширину, сотканный из зелёного шёлка, украшенный нитями из чистого золота. […] Когда Соломон сидел на ковре, он с помощью ветра плыл по воздуху с такой скоростью, что завтракал в Дамаске, а ужинал в царстве Медии».
Однажды сердце Соломона наполнилось гордостью за своё величие, и в наказание за его хвастовство ветер потряс ковёр с такой силой, что 40 тыс. сидевших на нём человек упали и разбились.
Легендарный британский фокусник Мерлин на иллюстрации XIV века. (Public domain)
Любимый фокусник всех времён
Ещё одна интересная легенда связана с легендарным волшебником Мерлином — выдающимся персонажем историй о короле Артуре, который появляется в современной популярной культуре в бесчисленных версиях в литературе, кино, операх, телесериалах, видеоиграх и многом другом. Он маг, колдун, учитель, советник и наставник, обладающий неограниченными сверхъестественными способностями. Обычно он использует свои способности, чтобы помогать, приносить пользу и подчинять злые силы, угрожающие миру. Поэтому удивительно узнать, что изначально его характер был совершенно другим, как мы сразу увидим.
Истоками образа Мерлина являются различные языческие мифологии, но персонаж в основном вдохновлён персонажем Мирддина (Мирддина) из мифологии Уэльса — региона в Великобритании. Рассказывается о Мирдине, уважаемом поэте, который после поражения в бою сошёл с ума, убежал в лес и жил среди хищных животных, и там, в лесу, он получил дар пророчества. Позднее английский историк Джеффри Монмут (Geoffrey Monmouth) вдохновил образ Мирддина на создание образа волшебника Мерлина и включил его в свою монументальную книгу «История королей Британии» (1135-38).
Вначале появляется Мерлин с мощными пророческими и колдовскими способностями, которые помогают в рождении короля Артура. Мерлин направляет Артура в детстве и помогает ему получить корону короля Англии. Но тут происходит неожиданный поворот, который возвращает нас во времена, когда ещё не было Мерлина.
«По словам историка Монмута, Мерлин родился у монахини, которая клялась, что никогда не была ни с одним мужчиной, — пишет британский историк доктор Кэтрин Велтон. — Когда её спросили, как она забеременела, она сказала, что иногда её посещало „нечто“, появлявшееся в образе красивого молодого человека, который обнимал её и целовал и, в конце концов, заставил её забеременеть».
Позже Монмут пишет, что это «нечто» было разновидностью демона (инкуба). В средние века люди верили, что демоны этого типа могут сделать женщину беременной.
Вдохновлённые Монмутом, средневековые английские и французские писатели изобразили характер Мерлина как обладающий демоническими злыми силами, унаследованными от создавшего его демона. Более того, они утверждали, что он не был случайно создан демоном, а избран с определённой целью: быть противником Иисуса (антихристом). Согласно христианской традиции, характер Антихриста полярно противоположен характеру Иисуса, он является его злейшим врагом и будет править миром в период перед «Судным Днём».
Самая известная способность Мерлина в средние века, которую он получил от своего отца-демона, заключалась в том, чтобы знать всё, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и произойдёт в будущем. Так он заставил короля Артура выиграть все сражения. Он просто следил за тем, чтобы его войска оказались в нужном месте и в нужное время.
Тот факт, что Мерлин получил свои силы от демонов, должен был сделать его характер злым. Особенно в средние века использование магии и сверхъестественных сил, полученных от демонов, считалось серьёзной ересью, тем более что оно было создано как противник Иисуса. Но на удивление Мерлин остаётся честным и порядочным героем, верным христианской традиции.
Чтобы гарантировать, что он также останется положительным героем, английские и французские писатели писали, что сразу после его рождения он был крещён по христианской церемонии. В этих версиях истории он отрицает породивших его демонов и живёт как порядочный христианский герой.
«Он даже называет себя посланником Бога на земле», — пишет историк Уолтон.
Хотя Мерлин и отверг демонов, но сохранил сверхъестественные силы, полученные от них. И в то же время, поскольку он отрицал зло, он получил и сверхъестественные силы от Бога. Так возник интересный и удивительный парадокс Мерлина: он был одновременно демоном и порядочным христианином. И герой, и опасный демон. Он прошёл тонкую грань между добром и злом. Немного похоже на упомянутых магов и их способности к левитации, которые существуют на тонкой грани между реальностью и иллюзией, между рациональностью и верой.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram