Бетси Спарроу и её коллеги из Колумбийского университета обнаружили, что люди склонны легко забывать информацию, которая доступна в интернете.
Результаты исследования показали, что люди чаще запоминают то, что, по их мнению, недоступно в сети. Кроме того, они лучше помнят, где найти информацию в интернете, чем вспоминают саму информацию.
Исследование, проведенное в 2021 году, проверило эффективность поиска в Google и показало, что участники, которые полагались на поисковые системы, такие как Google, показали худшие результаты при оценке успеваемости и памяти, чем те, кто не искал информацию в интернете.
Исследование также показало, что использующие Google, часто были более уверены в том, что они «освоили» учебный материал, что свидетельствует о переоценке знаний и незнании своих недостатков в обучении. Их чрезмерная уверенность может быть результатом предвзятости «иллюзии знания» — доступ к информации через поисковые системы создает ложное чувство личной компетентности и снижает усилия людей по обучению.
Излишняя зависимость от технологий является частью проблемы, но их наличие рядом может быть не менее вредным. Исследование, опубликованное в журнале Journal of the Association for Consumer Research (Ассоциации исследований потребителей), обнаружило, что «простое присутствие» смартфона снижает «доступную когнитивную способность» — даже если телефон выключен или находится в сумке.
Этот эффект «утечки мозгов», вероятно, возникает из-за того, что наличие смартфона задействует наши когнитивные ресурсы, незаметно распределяя наше внимание и затрудняя полную концентрацию на текущей задаче, говорят исследователи. Чрезмерное использование технологий не только ухудшает наше познание, но также, заметили клиницисты и исследователи, связано с нарушением социального интеллекта — врожденных аспектов, которые делают нас людьми.
Становимся подобными машине
В США дети в возрасте от 8 до 12 лет обычно проводят за экранами от 4 до 6 часов в день, а подростки — до 9 часов. Кроме того, 44% подростков испытывают чувство тревоги, а 39% чувствуют себя одинокими без своих телефонов.
Избыток экранного времени снижает уровень социального взаимодействия и эмоционального интеллекта, а также связан с симптомами, напоминающими аутизм, причем более длительное использование экрана коррелирует с более тяжелыми симптомами.
Эксклюзив
Медицинские сообщества призывают запретить сотрудничество с Китаем в исследованиях по трансплантологии
Доктор Джейсон Лю, врач, имеющий докторскую степень в области нейронаук, является учёным-исследователем и президентом-основателем Международного научного института «Разум и тело». Лю рассказал The Epoch Times, что его особенно беспокоит использование детьми цифровых медиа.
По его словам, он наблюдал нарушения у своих юных пациентов, которые проводили слишком много времени в цифровом мире, замечая их механическую речь, отсутствие эмоционального выражения, плохой зрительный контакт и трудности с установлением подлинных человеческих связей. У многих из них наблюдаются симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), они реагируют отстраненно и борются с эмоциональной неустойчивостью.
«Мы не должны позволить технологиям заменить нашу человеческую природу», — говорит Лю.
Подтверждая наблюдения Лю, авторы исследования JAMA проследили за 3 тыс. подростков без симптомов СДВГ в течение 24 месяцев и обнаружили, что более частое использование современных цифровых медиа связано со значительно более высокими шансами развития симптомов СДВГ.
Ещё в 1988 году учёные выдвинули концепцию «интернет-парадокса», которая заключается в том, что интернет, несмотря на то, что является «социальным инструментом», приводит к антисоциальному поведению.
Наблюдая за 73 семьями в первые годы их пребывания в сети, исследователи отметили, что более активное использование интернета было связано с сокращением общения с членами семьи, уменьшением круга общения, усилением депрессии и одиночества.
Однако трёхлетнее наблюдение показало, что большинство негативных последствий рассеялось. Исследователь объяснил это моделью «богатые становятся богаче»: интроверты испытывают больше негативных последствий от интернета, в то время как экстраверты, имеющие более сильные социальные связи, получают больше выгоды и становятся более вовлечёнными в онлайн-сообщества, смягчая негативные последствия.
Мануэль Гарсия-Гарсия (Manuel Garcia-Garcia), руководитель глобального отдела нейронаук в Ipsos, имеющий докторскую степень в области нейронаук, рассказал The Epoch Times, что связи между людьми жизненно важны для создания более глубоких отношений, и что, хотя цифровые средства коммуникации способствуют установлению связей, они могут привести к поверхностному взаимодействию и препятствовать социальным сигналам.
В подтверждение наблюдения Лю о том, что пациенты становятся «машиноподобными», в эксперименте по заражению эмоциями, проведённом в соцсетях на 700 тыс. пользователей, манипулировал новостными лентами, чтобы показать больше позитивных или негативных сообщений. Пользователи, увидевшие более позитивный контент, разместили больше позитивных обновлений, а те, кто увидел больше негативного контента, разместили больше негативных обновлений.
Это продемонстрировало, что технология может подталкивать поведение человека тонкими, но систематическими способами. По мнению экспертов, такое подталкивание может сделать наши действия и эмоции предсказуемыми, похожими на запрограммированные реакции.
Момент Эврики
«На ваших плечах сидит самый сложный объект в известной вселенной», — сказал физик-теоретик Мичио Каку.
Хотя самые передовые технологии, включая ИИ, могут казаться сложными, они несопоставимы с человеческим разумом.
«ИИ очень умён, но не совсем, — сказала в интервью The Epoch Times Кэти Хирш-Пасек, профессор психологии Университета Темпл и старший научный сотрудник Института Брукингса. — Это машинный алгоритм, который действительно хорош в предсказании следующего слова. И точка».
Человеческий мозг формируется в процессе развития, и он «не просто даётся нам, как компьютер в коробке», — говорит Хирш-Пасек. Наше окружение и опыт формируют сложную сеть нейронных связей, 100 млрд нейронов, соединённых 100 трлн синапсов.
Человеческое обучение процветает благодаря смыслу, эмоциям и социальному взаимодействию. Хирш-Пасек отметила, что компьютерные системы, такие как ИИ, безразличны к этим элементам. Машины «учатся» только на тех данных, которые им поступают, оптимизируя их для получения наилучшего результата.
Краеугольным камнем человеческого интеллекта является способность обучаться с помощью наших органов чувств, рассказала The Epoch Times Джессика Руссо, клинический психолог. Когда мы взаимодействуем с окружающей средой, мы обрабатываем большое количество данных, полученных от того, что мы видим, слышим, пробуем на вкус и осязаем.
По словам Хирш-Пасек, системы искусственного интеллекта не могут выйти за рамки предоставленной им информации и, следовательно, не могут создать ничего нового.
«ИИ — это очень хороший синтезатор. Но не очень хороший мыслитель», — сказала она.
ИИ не хватает интуитивных способностей человека, чтобы по-настоящему понять глубину и подлинность эмоций, сказала в интервью The Epoch Times доктор Сай Зуо, психиатр, специализирующийся на медицинской антропологии и социальной медицине.
Она сказала, что некоторые аспекты человеческого интеллекта выходят за рамки нынешнего понимания ученых, предполагая, что такие понятия, как вдохновение, происходят с «более высокого уровня Вселенной».
Многие моменты вдохновения привели к прорывам в развитии науки. Принимая ванну, древнегреческий математик Архимед понял, что объём предмета можно определить по количеству вытесненной им воды, и воскликнул «Эврика!» — открытие, установившее принцип плавучести. Во время перерыва Альберт Эйнштейн представил себе эксперимент с двумя молниями, который привёл к созданию специальной теории относительности.
Однако современные развлечения и технологии препятствуют рождению новых идей, снижая творческий потенциал.
Например, в нашем постоянно стимулирующем мире нет места и времени для скуки. Однако скука повышает креативность и позволяет придумывать новые решения.
К счастью, существуют эффективные способы противостоять негативному влиянию технологий и питать наши врождённые человеческие способности.
Восстановление человеческого интеллекта
Эксперты полагают, что «экранное голодание», во время которого отключаются технологии, может помочь воспитать более сосредоточенную жизнь.
Исследование показало, что шестиклассники, которые провели пять дней в природном лагере без технологий, продемонстрировали значительные улучшения в невербальных эмоциональных сигналах, таких как чтение эмоций по лицу, по сравнению со своими сверстниками, которые не ездили туда.
Даже установление разумных ограничений может смягчить негативные последствия.
Молодые взрослые, чьё пользование социальными сетями было ограничено 30 минутами в день в течение двух недель, испытали снижение зависимости от смартфонов и улучшение сна, удовлетворённости жизнью, стресса и отношений. По словам Хирш-Пасек, главное — это баланс.
Кроме того, недавние исследования показали, что такие простые меры, как отключение несущественных уведомлений, перевод телефона в беззвучный режим, отключение Touch ID и Face ID, скрытие приложений социальных сетей и переход телефона в режим оттенков серого, помогают сократить время работы с экраном.
Если «цифровая детоксикация» неосуществима, то, как показывают исследования, есть и другие способы помочь.
Сон
Полноценный сон необходим для обучения и укрепления памяти. Даже одна ночь недостатка сна может значительно ухудшить способность запоминать информацию.
Во время сна наш мозг участвует в жизненно важном процессе очистки. Нейротоксичные отходы, накапливающиеся в течение дня, вымываются, способствуя здоровому функционированию клеток мозга.
Духовность
Современные цифровые технологии — это синоним бесконечной стимуляции, которая отделяет нас от таких важных аспектов жизни, как спокойствие ума.
«Когда мы так заняты делами, у нас не остаётся места для духовности», — говорит Руссо.
Она отметила, что в нашей культуре много отвлекающих факторов — бесконечные электронные письма, уведомления и новости. Это заставляет наш организм утопать в дофамине.
Постоянная стимуляция заставляет нас находиться в состоянии повышенного стресса, реакции «бой или бегство», наполняя наши системы кортизолом и адреналином. Со временем это истощает наш разум и тело, препятствуя способности к более глубоким размышлениям и связям.
Духовность, по словам Руссо, заключается в том, чтобы заново открыть для себя значение слова «дух», происходящего от spiritus, латинского слова, означающего «дыхание». Это замедление, глубокий вдох и полное присутствие в каждом моменте.
Духовные практики способствуют развитию значимых связей, включая эмпатию и эмоциональный интеллект.
Они также могут способствовать развитию таких когнитивных способностей, как креативность, внимательность, осмысленность и целеустремлённость. Эти практики вовлекают наш разум в работу, которая отличается от поиска информации, характерного для нашего техноцентричного мира, и потенциально дополняет его.
Выбор перед нами
По словам Хирша-Пасек, мы стоим на пороге технологического прогресса, и такие вещи, как искусственный интеллект и метавселенная, развиваются с каждым днём. Задача и возможность заключаются в том, чтобы технологии усиливали, а не ослабляли нашу человечность.
Технологии могут принести огромную пользу, и в будущем «будет много, много замечательных вещей», — сказала Хирш-Пасек.
Однако она сказала: «Человеческий род имеет социальный мозг — это то, кто мы есть. Чем больше мы разрушаем эту социальную природу человечества, тем больше мы разрушаем наши возможности как вида».
Лю предостерегает от слепой веры в цифровые технологии, включая ИИ.
«Мы знаем лишь часть безграничного интеллекта Вселенной, — сказал он, — и чрезмерная зависимость от цифровых технологий может ограничить наше стремление к более глубоким, необъяснимым и вдохновляющим знаниям».
Люди обладают уникальным духом, душой, моралью и сердцем, которые связывают нас с божественным. По его словам, чрезмерная зависимость от технологий грозит атрофировать эти аспекты нашего существа.
Более того, Лю отметил, что если человеческая мораль будет утрачена, мы ненароком научим ИИ делать плохие вещи и использовать технологии для совершения правонарушений.
«Прежде всего, самое важное, чтобы люди сосредоточились на собственном развитии — совершенствовании своей человеческой природы», — сказал он.
Это включает в себя воспитание «человеколюбия, сострадания, понимания друг друга и прощения».
По словам Лю, он верит, что эти ценности — истинная сила человечества и ключи к открытию будущего, в котором технологии будут служить, а не управлять нашей судьбой. Выбор, как всегда, за нами.
Vk Telegram Facebook Twittern Od Email