Суть проблемы – в коллизии нескольких статей украинской конституции.
С одной стороны, она четко указывает, что срок полномочий президента Украины составляет пять лет. С другой – в конституции написано, что президент пребывает в должности до избрания и вступления на пост следующего главы государства. С третьей стороны, конституция прямо запрещает во время военного положения проводить выборы Верховной рады, а вот запрета на проведение президентских выборов в ее тексте нет.
Посему в Украине и за ее пределами есть люди, которые расшифровывают эту юридическую конструкцию следующим образом.
Раз президентский срок составляет пять лет, значит, 20 мая 2024 года – последний день президентства Владимира Зеленского. Его должен был бы сменить победитель выборов, но они не были назначены, хотя конституция вполне разрешала их проводить.
Но раз уж так случилось, то нужно признать, что уже 21 мая Владимир Зеленский перестанет быть легитимным президентом. Поэтому он должен уйти в отставку и передать свои полномочия, как это, опять же, прописано в конституции, спикеру Верховной Рады. И уже спикер, в нашем случае – член президентской партии "Слуга народа" Руслан Стефанчук – должен оставаться в ранге и.о. президента, пока новый глава государства не будет избран на выборах, когда бы они ни были проведены.
Пребывание спикера парламента в ранге и.о. президента, напоминают адепты этой юридической теории, – для Украины не новость. В феврале 2014 года после бегства из Киева Виктора Януковича Рада избрала спикером Александра Турчинова и он исполнял полномочия главы государства на протяжении трех месяцев, до инаугурации Петра Порошенко.
Круг лиц, сомневающихся в легитимности президента Владимира Зеленского после 20 мая, довольно широк – от бывшего однопартийца Зеленского Александра Дубинского до главы российского МИД Сергея Лаврова. Объединяет этих людей разве что то, что они являются оппонентами, противниками, а подчас и врагами украинского лидера.
Противники этой теории убеждены, что вопрос о легитимности президента после 20 мая яйца выеденного не стоит.
Самый простой аргумент, который они приводят, — это то, что ни один украинский президент не пребывал на посту ровно пять лет день в день — к примеру, второй президентский срок Леонида Кучмы из-за Майдана и третьего тура президентских выборов растянулся до пяти лет и двух месяцев, — и сомнений в легитимности ни одного из них в связи с этим не возникало.
При этом некоторые собеседники Би-би-си признают, что формулировки конституции действительно закладывают фундамент для разночтений.
В недавнем интервью Би-би-си министр юстиции Украины Денис Малюська заявил, что нормы конституции по поводу срока полномочий президента в военное время "сформулированы таким образом, что тот, кто хочет найти, к чему придраться или на чем построить теории заговора, тот это найдет".
В середине 90-х, когда разрабатывался текст украинской конституции, пояснил он, ее авторы и представить себе не могли, что Украина будет воевать по-настоящему, вот, судя по всему, и отнеслись к соответствующим положениям несерьезно.
Один из тех самых авторов конституции, бывший вице-премьер и посол Украины в Беларуси, а сегодня – университетский преподаватель Роман Безсмертный в разговоре с Би-би-си напротив вспоминает, что над этими формулировками жестко дискутировали лучшие юридические умы страны.
Если анализировать нормы конституции системно, а не по отдельности, вырывая их из ее тела, продолжает Безсмертный, то становится понятен и замысел ее авторов, и филигранность избранных ими формулировок.
По его словам, перед авторами конституции стояли две большие задачи. Первая – любой ценой избежать угрозы прерывания власти, образования в стране "вакуума власти". Именно поэтому в конституцию вписали однозначное положение о том, что президент остается на своем посту до вступления в должность его сменщика, когда бы он ни был избран.
Тут же нужно вспомнить и еще об одной конституционной норме, запрещающей действующему президенту передавать свои полномочия другим лицам и органам.
Вторая задача, продолжает Безсмертный, – не допустить возможности узурпации власти любым субъектом в кризисных условиях. С этой целью авторы конституции решили дополнительно усилить роль Верховной рады, включив в основной закон норму о запрете парламентских выборов в военное время.
Поэтому, констатирует Безсмертный, конституция предписывает Зеленскому оставаться на президентской должности, пока на легитимных выборах не будет избран его преемник.
В конце концов, даже если кто-то считает, что конституция оставляет простор для разночтений в этом вопросе, он может открыть действующий в Украине закон о правовом режиме военного положения. Этот документ прямо и однозначно запрещает в условиях этого самого военного положения вносить изменения в конституцию, проводить всеукраинские и местные референдумы, а также любые – президентские, парламентские или местные – выборы.
Именно на положения этого закона ссылается украинский Центризбирком, обосновывая отсутствие оснований для объявления президентских выборов.
В конце концов, даже сам спикер Рады Руслан Стефанчук, который якобы должен был бы стать и.о. президента вместо Зеленского, заявляет, что у него нет сомнений в легитимности действующего президента и после 20 мая.