Недальновидная политика властей Литвы, которые решили отказаться от товаров из России, Белоруссии и Китая, спровоцировала кризис в единственной морской гавани республики — Клайпедском порту. За прошедший год показатели его грузооборота заметно обвалились, и в дальнейшем ситуация станет только хуже. Об этом предупредили эксперты аналитического портала RuBaltic.
По их словам, работа портовых предприятий обеспечивает около 7% ВВП Литвы — на них заняты 58 тысяч человек, что является «колоссальным» числом для любой из прибалтийских республик. А если к этому добавить еще 185 тыс. рабочих мест из смежных отраслей, то получится, что в общей сложности Клайпеда создает целых 18% ВВП.
Помимо этого, дирекция порта является одним из самых крупных налогоплательщиков в стране и только за одно первое полугодие 2020 года пополнила казну на 28,66 миллиона евро. Однако сильной экономике Вильнюс предпочел мнимую «европейскую солидарность»: как итог — Клайпедский порт фактически стал заложником нерациональных действий со стороны властей и «жертвой большой политики».
По итогам 2022 года грузооборот в Клайпеде упал на 21% — это стало абсолютным минимумом за последние девять лет. Причем таких низких показателей не было даже в период пандемии коронавируса, когда перевалка сократилась на 4,5%, заметили авторы статьи.
По их словам, подобная статистика объясняется прекращением транзита широкой номенклатуры российских грузов и белорусских калийных удобрений. Эксперты напомнили, что до введения многочисленных санкций против двух стран одни только поставки из Минска составляли почти четверть всех объемов перевалки в Клайпеде.
«Казалось бы, зачем резать курицу, несущую золотые яйца? Но оказалось, что нет таких вершин глупости, которые не могли бы покорить литовские политики! Именно благодаря им Беларусь перенаправила свои удобрения и нефтянку в российские порты, оставив Клайпеду на бобах», — напомнили в издании.
Не менее ощутимый удар по Клайпеде нанесли сами литовцы: санкции против РФ спровоцировали в республике резкий рост цен на сырье и энергию, в результате чего крупнейший в Прибалтике производитель азотных удобрений Achema и завод по производству фосфорных удобрений Lifosa были вынуждены приостановить работу. Как следствие — в январе 2023 года морской порт обработал лишь 2,77 миллиона тонн грузов, что на 27% меньше, чем в 2022-м.
«В Клайпеде пытаются бодриться, заявляя о росте генеральных (особенно контейнерных) грузов. Решение правительства о скидке в 100% на сбор за тоннаж для судов, прибывающих в Клайпедский порт с контейнерами для перевалки, сыграло свою роль. Однако все экономисты признают, что по объемам грузооборота в Балтийском регионе сегодня на первых местах находятся российские порты Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург», — резюмировали эксперты.
Ранее политолог Александр Носович назвал мазохизмом отказ Литвы возвращать транзит удобрений из Белоруссии. Он напомнил, что компания «Беларуськалий» в лучшие годы обеспечивала более трети грузооборота Клайпедского порта.